На стайте мос.ру сообщили о том, что на хранение в столичный Главархив поступил личный фонд — архив семьи Розановых, московского старинного рода, известного с середины XVIII века. В нем представлено более 300 документов. Об этом рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
Материалы в фонд Главархива передал Александр Розанов — представитель фамилии, который унаследовал семейный архив. И что же еще сообщает нам эта заметка? Опять легенду о садовнике и розанах. И некоторые интересные нестыковки.
upd. после письма в Главрахив статью поправили. Архив по-видимому потомков Василия Сергеевича Розанова (брат Никанора Сергеевича, сын Сергея Петровича и внук Петра Федоровича из села Хлевино).
Итак читаем:
Известный литературный критик и философ Василий Розанов в своих воспоминаниях, которые также находятся в Главархиве, рассказывает о появлении их фамилии так: «Вопрос о происхождении фамилии “Розанов” и о том, кто первым в нашем роду назвался этою фамилией, мне разрешил мой крестный отец Николай Павлович Розанов, бывший секретарь московской Духовной консистории, любитель старины и заметный в свое время археолог. Копаясь в старых метриках и исповедных ведомостях, он нашел, что Федор Розанов — прадед, как мой, так и его, был клириком в селе Хлевине Серпуховского уезда в имении графа Головкина, происхождением был из дворовых графа и в молодости служил садовником. Он хорошо умел акклиматизировать впервые ввезенные в Россию китайские розаны, за что и сам был прозван “Розаном”. <…>».
Но на самом деле тут все не так....
1. Ветвь Василия Васильевича Розанова, известного философа. Генеалогия Василия Розанова вполне исследована, опубликована, в том числе на geni.com в виде удобного древа. И хотя сам Василий Васильевич Розанов , как это явствует из его ответов на вопросы анкеты Нижегородской комиссии (1909), об истории своего рода знал мало: «…не знаю дальше родителей, но дед был священником», исследователи нашли, что священником был не только дед — Фёдор Елизаров, но и прадед философа по «елизаровской» линии — Никита Иванов. В конце XVIII века он служил в Николаевской церкви села Николо-Ширь Кологривского уезда Костромской губернии. http://vlasov.kostromka.ru/reviews/002.php
Отец писателя Василия Розанова Василий Федорович Розанов окончил Галичское духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1840), но поступил чиновником в Палату Государственных имуществ. Отец Василия Федоровича был Елизаров, но Василий в семинарии стал Розановым - это обычная практика тех времен, когда в семинарии учащиеся брали себе другие фамилии, и как правило это были фамилии, связанные либо с Писанием (Троицкий, Пятницкий, Петропавловский, Рождественский и т.п.), распространены были "цветочные" фамилии - Цветков, Розанов, и так далее (есть статья на эту тему). Дед писателя - Федор Елизаров (ок. 1790 – 10.01.1857) – священник церкви Рождества Богородицы с. Матвеева Кологривского уезда Костромской губернии. В этом селе Ф. Елизаров прожил большую часть жизни, здесь родился и провел детские годы отец В. В. Розанова — Василий Федорович Розанов. https://kostromka.ru/rozanov/tlif/6.php
2. Ветвь Николая Павловича Розанова. Николай Павлович Розанов (1809- 1883) писатель, археолог, столоначальник (делопроизводитель) Московской Духовной Консистории, тоже изучен и его родословная до его прадеда выстроена исследователями, и предки его по мужской линии: отец Павел Григорьевич Розанов(1787-?), дед Григорий Иванович Розанов (1751-?) и прадед - Иван Григорьевич Розанов (1728-?). Они из села Сенино Серпуховского уезда Московской губернии. Розанов, Николай Павлович, писатель, археолог; сын причетника, родился 27 апреля 1809 года в с. Сенине, Серпуховского уезда Московской губ.; умер в Москве 12 октября 1883 года.
Таким образом, Василий Васильевич Розанов - дитя костромской земли. А Николай Павлович - московской. И похоже никак, кроме якобы духовного родства (если НП действительно был крестным ВВ), не являются родными.
Название сел - Хлевино, о котором упомянуто в статье мос.ру, и Сенино, которое в генеалогии Николая Павловича Розанова хотя бы имеют один уезд - Серпуховской Московской губернии. (и связаны родством, см ниже)
3. Ветвь Никанора Сергеевича Розанова. И третьи Розановы, как раз, чьи архивы переданы в ЦГА Москвы - Никанора Сергеевича Розанова (1828 - 1898). И вот его отец Сергей Петрович (1792 - 1865) и был сыном сельского священника Петра Федоровича (1761- 1821) из села Сенино Серпуховского уезда. У Петра Федоровича также были сыновья - Алексей и Павел, и дочери Татиана и Вера. Следовательно Федор был прадедом Никанора Серг. и детей Павла Петровича (если у него был сын Николай, к сожалению не известно).
(4.Ветвь Николая Петровича Розанова (главврач Староекатериненской б-цы) и 5. Ветвь Петра Павловича Розанова (свщ ц.Петра и Павла на Якиманке) - упоминаю здесь просто, "до кучи")
СЕЛО ХЛЕВИНО - Архангельское Хлевино тож
Нашла Ревизскую сказку (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №746, дело №544, стр. 905) священнослужителей Серпуховского уезда за 1811 год, села Архангельского Хлевино тож церкви Архистратига Михаила. Духовные там: свщн. Тимофей Иванов, потом Дмитрий Тимофеев, также свщн Гавриил Петров (28 лет), дьякон Алексей Федоров (50), у него дети..., дьячок Андрей Алексеев (23) у него сын Федор (2), дьячек Матвей Николаев, пономарь Петр Федоров (32 - по последней ревизии 16 лет назад) - выбыл в 1797 году во священника в село Сенино. Значит Федор - из села Хлевино, и правда. - Это ветвь Никанора.
В статьях об истории храма упоминается иерей Федор Алексеев (служил с 1740 - 1747 годы).
(духовные церквей Хлевино и Сенино связаны родством https://yandex.ru/archive/catalog/a7d8bba7-2db6-483d-8f6d-f0328ace5ad9/849 - мать диакона Симеона Петрова Ефимия Степанова вдова умершаго Рождественской церкви, что въ селѣ Сенинѣ дьячка Петра Дмитріева) да и находятся они рядом - пешком 14 км через лес.
История села Хлевино со времён правления Екатерины II. Долгое время Хлевино входило в Боровский уезд, в древнюю Козлобородскую волость. При генеральном межевании при Екатерине II в 1770-е годы Хлевино вошло в Серпуховской уезд, Московской губернии.
В ХVII веке с. Хлевино принадлежало дворянскому роду Головкиных. Самым выдающимся из рода был Гаврила Иванович Головкин. Он был близок к Петру I. До самой смерти Петра I в 1725 году и позднее он направлял внешнюю политику Русского государства, возглавлял коллегию иностранных дел. Он получил самое почётное звание по гражданской линии, стал не только графом, но и канцлером России. Имение перешло по наследству сыну Михаилу Гавриловичу Головкину, вице-канцлеру по внутренним делам, который пользовался огромным влиянием при дворе императрицы Анны Иоанновны. Михаил Головкин надзирал за Монетным двором и канцелярией. Михаил Гаврилович увеличил своё состояние, получив в приданое до 20 тысяч душ крепостных. При императрице Елизавете Петровне Михаил Головкин был арестован, признан виновным в измене и приговорён к смерти. Но в последствии императрица заменила смертный приговор вечной ссылкой в Сибирь, в собачий острог, где через 14 лет Михаил Головкин умер. Детей у Михаила не было. Обширные владения М.Г.Головкина были конфискованы и розданы фаворитам новой государыни.
СЕЛО СЕНИНО
Сельский Сенинский храм (храм Рождества Христова) в помещичьей усадьбе Загоскина окружало 28 людских дворов, в которых проживало около ста восьмидесяти крепостных крестьян мужского и женского пола.
О селе Сенино Чеховского района Московской области первые официальные данные относятся к концу XVII — началу XIX века. Упоминаются первые владельцы деревни — представители рода графов Головиных. Последний из владельцев, Алексей Гаврилович Головин продал село представителю другого знатного рода — бояр Васильчиковых — Григорию Николаевичу Васильчикову в 1808 году.
Клировые ведомости за 1851 год сообщали, что Рождественская церковь в селе Сенино была возведена в 1814 году тщанием прихожанина господина Григория Николаевича Васильчикова. Здание представляет собой небольшой кирпичный однопрестольный храм в виде ротонды, построено в традициях классицизма с трапезной и колокольней[1][2].
В описях 1857 года сообщалось, что храм обеспечен утварью, но священнослужители и церковный причт постоянного оклада не имели.
Новый каменный Рождественский храм, сохранившийся до настоящего времени, был построен в усадьбе Васильчиковых почти в километре от обветшавшего старого деревянного храма. В середине XIX века населённым пунктом владел писатель М. Н. Загоскин, действительный статский советник, директор московской Оружейной палаты
Архангельское, Хлевино тож, ц. Архистратига Михаила | Сенино, ц. Рождества Христова (Христорождественская) | |
1811 год, ревизская сказка |
свщ. Тимофей Иванов, уволен с должности за болезнью в 1790 г, ум. в 1809 свщ. Гавриил Петров 28 произведен из Богословии Московской Академии 1811 года мая 11 дня |
свщ. Василий Алексеев 62 / - , ум. в 1811 году на оное место прозиведен Петр Федоров села Архангельского из пономаря в 1796 году, - / 48 лет, у него дети: Алексей - / 16 (обучается в МДА) Павел - / 12 (обучается в МДА) |
дьякон Алексей Федоров 50 / 66
|
дьячек Петр Дмитриев 24 / - , ум.1798 году, у него дети: на оное место переведен дьячок Никифор Сосипатров из пономаря Мироносицкой ц. города Серпухова - / 33 года |
|
дьячок Андрей Алексеев 23 / - выбыл в Серпух. округи в село Капустино во священника в 1798 г у него сын Федор 2 / - выбыл с отцом своим в том же году |
пономарь Григорий Иванов 44 / - умер в 1802 году |
|
дьячок Матвей Николаев 29 определен в 1797 году из Серпух. округи села Ивановского пономаря Николая Алексеева сын |
Павел Григорьев оной определен 6 / 22 года к оной церкви в пономаря в 1802 году, у него дети Константин 4 Николай 2 Михаил 1 |
|
пономарь Петр Федоров 32 / - выбыл Серпух. округи в село Сенино во священника в 1797 ггоду, у него дети: Сергей 2 / - Алексей 1 / - выбыли вместе с отцом |
||
подписи: свщ. Гавриил Петров, диакон Алексей Федоров, дьячок Матвей Николаев, пономарь Тимофей Дмитрев | подписи свщ.Петр Федоров, дьячок Никифор Сосипатров, и вместо пономаря Павла Григорьева тоже руку пиложил (сосипатров) | |
https://cgamos.ru/skazki/203-746-544/ лист 904 | https://cgamos.ru/skazki/203-746-544/ лист 1003 | |
1829 Исповедные ведомости | свщ. Иоанн Павлов 24, жена Елизавета Петрова 24, их дочь Екатерина 1 | свщ. Илья Дометьев , жена его Азо.... Никифорова, дети их ??? 6, Василий 5, Александра 3, Григорий 1 |
дьякон Симеон Петров 31, жена Екатерина Сидорова 31, дети их Тимофей 10, Параскева 8, Варвара 4 Мать его вдова умершего Рождественской церкви, что в селе Сенине дьячка Петра Дмитрева Ефимия Степанова 56 |
дьячок Павел Григорьев 40, жена его Татьяна Петрова 46, дети их Николай 20, Александр 14, Ольга, Николай 9, | |
дьячок Иван Иванов 15 | пономарь Федор Иванов 19 | |
пономарь Дмитрий Кузьмин 23, жена Дарья Петрова 26, их дети: Анна 4 , Евдокия 3, Ольга 2 тесть его оной церкви престарелый пономарь Петр Максимов 64, жена его Евдокия Федорова |
||
https://yandex.ru/archive/catalog/a7d8bba7-2db6-483d-8f6d-f0328ace5ad9/849 | https://yandex.ru/archive/catalog/a7d8bba7-2db6-483d-8f6d-f0328ace5ad9/554 |
Выдержки из статьи о книге по ссылке https://vlasov.kostromka.ru/reviews/002.php :
Ирина Тлиф. «Корень рождения моего…» (К истории рода В. В. Розанова: статьи, архивные документы, воспоминания). — Кострома: ДиАр, 2005. — 336 с.: ил. Книга, из которой, благодаря многолетней, кропотливой работе краеведа, научного сотрудника Государственного архива Костромской области Ирины Тлиф, мы получили достаточно полный, прокомментированный свод документов, имеющих отношение к истории рода Розанова.
Первая глава книги целиком посвящена Елизаровым-Розановым. Из нее читатель узнает немало примечательных фактов и подробностей. Например, как возникла фамилия, которая так порой не нравилась ее знаменитому обладателю. «Среди духовенства было принято, отдавая детей в учебу, менять их фамилию на новую»; фамилии «часто производили от имен храмов, названий селений» и т. д. Не стал исключением из этого правила и Василий Федорович Елизаров: в 1834 году, при поступлении в духовную семинарию, он обрел фамилию, унаследованную его сыном Василием Васильевичем — «Розанов». По предположению И. Тлиф, Федор Никитич выбрал эту фамилию «в память <…> об одном из преподавателей — Василии Федоровиче Розанове (полном тезке его сына), у которого некогда сам постигал премудрости семинарских наук».
Не менее тщательно прослеживается и «шишкинская» линия, которой посвящена вторая глава книги. В статье, предшествующей «поколенной росписи» обедневшего дворянского рода, рассказывается о подпоручике Иване Федоровиче Шишкине, отце Надежды Ивановны Шишкиной, ставшей в 1847 году женой В. Ф. Розанова.
Таким образом есть вопросы:
1. откуда взята цитата на мос.ру про розаны и общего прадеда Федора? - воспоминания НЕ философа Розанова, а Василия Сергеевича Розанова - Хлевино.
2. действительно ли Николай Павлович Розанов крестный отец Василия Васильевича Розанова? - нет, к философу Розанову этот архив отношения не имеет. возможно он крестный Василия Сергеевича Розанова. Да, он крестный Василия Сергеевича (1825 г.р.), см ниже.
3. Что за "знаменитый род Розановых" передал в Архив свои документы? говорят, архив столь свеж, что пока и не выдают. Впрочем, в статье упомянут родоначальник этих Розановых - Никанор Сергеевич Розанов (служил на Московском Почтамте (годы жизни 1830 - 1898, мог, кстати, ходить в ц. Флора и Лавра на Мясницкой, где до 1861 служил священником Алексей Хавский или в Гавриила Архангела при Почтамте, где с 1861 служил Павел Иванович Розанов), у него 10 детей:
ОТВЕТ ГЛАВАРХИВА
На хранение в ГБУ «ЦГА Москвы» поступил архив семьи Розановых — однофамильцев В.В. Розанова, не связанных с ним родством. Документы философа В.В. Розанова (1856-1919) в архиве не представлены, упоминание и цитирование В.В. Розанова является ошибочным. Все несоответствия в тексте статьи устранены, внесены необходимые корректировки, а именно удалено упоминание В.В. Розанова и добавлено имя автора «Воспоминаний» — В.С. Розанова (1825-1903).
ИЗ ДНЕВНИКА того самого переданного архива: ""Желая помочь сестре своей Татьяне Петровне, бывшей замужем, за дьячком в селе Сенине, воспитать хотя одного из четырёх её сыновей, Сергей Петрович взял на своё попечение старшего Николая, которого записал в Высокопетровское училище под фамилиею "Розанов". Этот племянник жил в его тесной квартире и пользовался столом, одёжею и книгами от Сергея Петровича, который, как видно, понял, что из этого мальчика будет толк, и действительно Николай отлично учился, кончил курс в Семинарии по 1-му разряду, и вышел в светское звание. Был Секретарём Московской Духовной Консистории и вместе членом Московского Археологического Общества, умер в 1883 году.
В 1821 году Сергей Петрович был рукоположен в иереи Московским митрополитом Филаретом в церкви Владимирской Божьей Матери в селе Дубне. Это село всего в пяти верстах от села Сенино, родины отца..." (автобиографические воспоминания Василия Сергеевича Розанова)". Николай Павлович стал крёстным автора воспоминаний Василия Сергеевича Розанова (1825 г.р.).
-----
"Марина Уренцева так же рассказала, что в церкви, где крестили Василия Розанова (философа), в одной книге была запись об этом. Но сейчас нахождение этой книги неизвестно. В музее есть экспозиция, посвященная писателю, но собрана она по чужим материалам, добавила М. Уренцева. " 13 августа 2004 года, https://www.vremyan.ru/news/1C047954_5CA9_6182_5EB3_465C63AC8B91?ysclid=luis1on7vy480135799
Доподлинно известно, что двадцать второго апреля 1856г. в Воскресенской церкви г. Ветлуги был крещен Василий Розанов (известный философ, писатель, публицист), о чем была сделана соответствующая запись в метрических книгах церкви. 02 Апрель 2009 https://dmitrystogov.livejournal.com/19020.html А.Н.Щеглова. Ветлуга православная. Часть 2.
ВВ Розанов родился 20.04.1856 в г.Ветлуге Костромской губернии. НП Розанов в 1856 году был столоначальником в Московской Духовной Консистории в Москве (с 1838 - 1863 годы). Был ли он в Ветлуге 22 апреля 1856, чтобы быть восприемником (то есть крестным отцом ВВ Розанова)?
Из "Русские фамилии: Москва XIV - XX веков" Никонов
Табл. 1. Наиболее частые русские фамилии в Москве по сословиям (по рангу убывания)
дворяне | духовенство | купечество | рабочие |
---|---|---|---|
Иванов | Смирнов | Смирнов | Иванов |
Соколов | Соколов | Иванов | Петров |
Смирнов | Лебедев | Алексеев | Кузнецов |
Попов | Виноградов | Соколов | Волков |
Васильев | Орлов | Егоров | Егоров |
Яковлев | Розанов | Попов | Андреев |
Александров | Успенский | Васильев | Николаев |
Алексеев | Покровский | Петров | Александров |
Федоров | Архангельский | Михайлов | Васильев |
Андреев | Вознесенский | Кузнецов | Алексеев |
Фамилии духовенства своей заданностью отчетливо отделены от вcex других, складывавшихся стихийно.
Василий Розанов о своей фамилии в книге "Уединенное".
Удивительно противна мне моя фамилия. Всегда с таким чужим чувством подписываю "В. Розанов" под статьями. Хоть бы "Руднев", "Бугаев", что-нибудь. Или обыкновенное русское "Иванов". Иду раз по улице. Поднял голову и прочитал: "Немецкая булочная Розанова". Ну, так и есть: все булочники "Розановы", и, следовательно, все Розановы -- булочники. Что таким дуракам (с такой глупой фамилией) и делать. Хуже моей фамилии только "Каблуков": это уже совсем позорно. Или "Стечкин"4 (критик "Русск. Вести.", подписывавшийся "Стародумов"): это уж совсем срам. Но вообще ужасно неприятно носить самому себе неприятную фамилию. Я думаю, "Брюсов" постоянно радуется своей фамилии. Поэтому СОЧИНЕНИЯ В. РОЗАНОВА меня не манят. Даже смешно. СТИХОТВОРЕНИЯ В. РОЗАНОВА совершенно нельзя вообразить. Кто же будет "читать" такие стихи? -- Ты что делаешь, Розанов? -- Я пишу стихи. -- Дурак. Ты бы лучше пек булки. Совершенно естественно. Такая неестественно отвратительная фамилия дана мне в дополнение к мизерабельному виду. Сколько я гимназистом простаивал (когда ученики разойдутся из гимназии) перед большим зеркалом в коридоре, -- и "сколько тайных слез украдкой" пролил. Лицо красное. Кожа какая-то неприятная, лоснящаяся (не сухая). Волосы прямо огненного цвета (у гимназиста) и торчат кверху, но не благородным "ежом" (мужской характер), а какой-то поднимающейся волной, совсем нелепо, и как я не видал ни у кого. Помадил я их, и все -- не лежат. Потом домой приду, и опять зеркало (маленькое, ручное): "Ну кто такого противного полюбит". Просто ужас брал: но меня замечательно любили товарищи, и я всегда был "коноводом" (против начальства, учителей, особенно против директора). В зеркало, ища красоты лица до "выпученных глаз", я, естественно, не видел у себя "взгляда", "улыбки", вообще, жизни лица и думаю, что вот эта сторона у меня -- жила, и пробуждала то, что меня все-таки замечательно и многие любили (как и я всегда, безусловно, ответно любил). Но в душе я думал: -- Нет, это кончено. Женщина меня никогда не полюбит, никакая. Что же остается? Уходить в себя, жить с собою, для себя (не эгоистически, а духовно), для будущего. Конечно, побочным образом и как "пустяки", внешняя непривлекательность была причиною самоуглубления. Теперь же это мне даже нравится, и что "Розанов" так отвратительно; к дополнению: я с детства любил худую, заношенную, проношенную одежду. "Новенькая" меня всегда жала, теснила, даже невыносима была. И, словом, как о вине: Чем старее, тем лучше -- так точно я думал о сапогах, шапках и о том, что "вместо сюртука". И теперь стало все это нравиться: -- Да просто я не имею формы (causa formalis Аристотеля). Какой-то "комок" или "мочалка". Но это оттого, что я весь -- дух, и весь -- субъект: субъективное действительно развито во мне бесконечно, как я не знаю ни у кого, не предполагал ни у кого. "И отлично"... Я "наименее рожденный человек", как бы "еще лежу (комком) в утробе матери" (ее бесконечно люблю, т. е. покойную мамашу) и "слушаю райские напевы" (вечно как бы слышу музыку, -- моя особенность). И "отлично! совсем отлично!" На кой черт мне "интересная физиономия" или еще "новое платье", когда я сам (в себе, "комке") бесконечно интересен, а по душе -- бесконечно стар, опытен, точно мне 1000 лет, и вместе -- юн, как совершенный ребенок... Хорошо! Совсем хорошо... (за нумизматикой).