На стайте мос.ру сообщили о том, что на хранение в столичный Главархив поступил личный фонд — архив семьи Розановых, московского старинного рода, известного с середины XVIII века. В нем представлено более 300 документов. Об этом рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. 

Материалы в фонд Главархива передал Александр Розанов — представитель фамилии, который унаследовал семейный архив. И что же еще сообщает нам эта заметка? Опять легенду о садовнике и розанах. И некоторые интересные нестыковки.

upd. после письма в Главрахив статью поправили. Архив по-видимому потомков Василия Сергеевича Розанова (брат Никанора Сергеевича, сын Сергея Петровича и внук Петра Федоровича из села Хлевино).

Итак читаем:

Известный литературный критик и философ Василий Розанов в своих воспоминаниях, которые также находятся в Главархиве, рассказывает о появлении их фамилии так: «Вопрос о происхождении фамилии “Розанов” и о том, кто первым в нашем роду назвался этою фамилией, мне разрешил мой крестный отец Николай Павлович Розанов, бывший секретарь московской Духовной консистории, любитель старины и заметный в свое время археолог. Копаясь в старых метриках и исповедных ведомостях, он нашел, что Федор Розановпрадед, как мой, так и его, был клириком в селе Хлевине Серпуховского уезда в имении графа Головкина, происхождением был из дворовых графа и в молодости служил садовником. Он хорошо умел акклиматизировать впервые ввезенные в Россию китайские розаны, за что и сам был прозван “Розаном”. <…>».

Но на самом деле тут все не так....

1. Ветвь Василия Васильевича Розанова, известного философа. Генеалогия Василия Розанова вполне исследована, опубликована, в том числе на geni.com в виде удобного древа. И хотя сам Василий Васильевич Розанов , как это явствует из его ответов на вопросы анкеты Нижегородской комиссии (1909), об истории своего рода знал мало: «…не знаю дальше родителей, но дед был священником», исследователи нашли, что священником был не только дед — Фёдор Елизаров, но и прадед философа по «елизаровской» линии — Никита Иванов. В конце XVIII века он служил в Николаевской церкви села Николо-Ширь Кологривского уезда Костромской губернии. http://vlasov.kostromka.ru/reviews/002.php

Отец писателя Василия Розанова Василий Федорович Розанов окончил  Галичское духовное училище и Костромскую духовную семинарию (1840), но поступил чиновником в Палату Государственных имуществ. Отец Василия Федоровича был Елизаров, но Василий в семинарии стал Розановым - это обычная практика тех времен, когда в семинарии учащиеся брали себе другие фамилии, и как правило это были фамилии, связанные либо с Писанием (Троицкий, Пятницкий, Петропавловский, Рождественский и т.п.), распространены были "цветочные" фамилии - Цветков, Розанов, и так далее (есть статья на эту тему). Дед писателя - Федор Елизаров (ок. 1790 – 10.01.1857) – священник церкви Рождества Богородицы с. Матвеева Кологривского уезда Костромской губернии. В этом селе Ф. Елизаров прожил большую часть жизни, здесь родился и провел детские годы отец В. В. Розанова — Василий Федорович Розанов. https://kostromka.ru/rozanov/tlif/6.php

2. Ветвь Николая Павловича Розанова. Николай Павлович Розанов (1809- 1883) писатель, археолог, столоначальник (делопроизводитель) Московской Духовной Консистории, тоже изучен и его родословная до его прадеда выстроена исследователями, и предки его по мужской линии: отец Павел Григорьевич Розанов(1787-?), дед Григорий Иванович Розанов (1751-?) и прадед - Иван Григорьевич Розанов (1728-?). Они из села Сенино Серпуховского уезда Московской губернии. Розанов, Николай Павлович, писатель, археолог; сын причетника, родился 27 апреля 1809 года в с. Сенине, Серпуховского уезда Московской губ.; умер в Москве 12 октября 1883 года.

Таким образом, Василий Васильевич Розанов - дитя костромской земли. А Николай Павлович - московской. И похоже никак, кроме якобы духовного родства (если НП действительно был крестным ВВ), не являются родными.

Название сел - Хлевино, о котором упомянуто в статье мос.ру, и Сенино, которое в генеалогии Николая Павловича Розанова хотя бы имеют один уезд - Серпуховской Московской губернии. (и связаны родством, см ниже)

3. Ветвь Никанора Сергеевича Розанова. И третьи Розановы, как раз, чьи архивы переданы в ЦГА Москвы - Никанора Сергеевича Розанова (1828 - 1898). И вот его отец Сергей Петрович (1792 - 1865) и был сыном сельского священника Петра Федоровича (1761- 1821) из села Сенино Серпуховского уезда. У Петра Федоровича также были сыновья - Алексей и Павел, и дочери Татиана и Вера. Следовательно Федор был прадедом Никанора Серг. и детей Павла Петровича (если у него был сын Николай, к сожалению не известно).

(4.Ветвь Николая Петровича Розанова (главврач Староекатериненской б-цы) и 5. Ветвь Петра Павловича Розанова  (свщ ц.Петра и Павла на Якиманке) - упоминаю здесь просто, "до кучи")

СЕЛО ХЛЕВИНО - Архангельское Хлевино тож

Нашла Ревизскую сказку (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №746, дело №544, стр. 905) священнослужителей Серпуховского уезда за 1811 год, села Архангельского Хлевино тож церкви Архистратига Михаила. Духовные там: свщн. Тимофей Иванов, потом Дмитрий Тимофеев, также свщн Гавриил Петров (28 лет), дьякон Алексей Федоров (50), у него дети..., дьячок Андрей Алексеев (23)  у него сын Федор (2), дьячек Матвей Николаев, пономарь Петр Федоров (32 - по последней ревизии 16 лет назад) - выбыл в 1797 году во священника в село Сенино. Значит Федор - из села Хлевино, и правда. - Это ветвь Никанора.

В статьях об истории храма упоминается иерей Федор Алексеев (служил с 1740 - 1747 годы).

(духовные церквей Хлевино и Сенино связаны родством https://yandex.ru/archive/catalog/a7d8bba7-2db6-483d-8f6d-f0328ace5ad9/849 - мать диакона Симеона Петрова Ефимия Степанова вдова умершаго Рождественской церкви, что въ селѣ Сенинѣ дьячка Петра Дмитріева) да и находятся они рядом - пешком 14 км через лес.

История села Хлевино со времён правления Екатерины II. Долгое время Хлевино входило в Боровский уезд, в древнюю Козлобородскую волость. При генеральном межевании при Екатерине II в 1770-е годы Хлевино вошло в Серпуховской уезд, Московской губернии.

В ХVII веке с. Хлевино принадлежало дворянскому роду Головкиных. Самым выдающимся из рода был Гаврила Иванович Головкин. Он был близок к Петру I. До самой смерти Петра I в 1725 году и позднее он направлял внешнюю политику Русского государства, возглавлял коллегию иностранных дел. Он получил самое почётное звание по гражданской линии, стал не только графом, но и канцлером России. Имение перешло по наследству сыну Михаилу Гавриловичу Головкину, вице-канцлеру по внутренним делам, который пользовался огромным влиянием при дворе императрицы Анны Иоанновны. Михаил Головкин надзирал за Монетным двором и канцелярией. Михаил Гаврилович увеличил своё состояние, получив в приданое до 20 тысяч душ крепостных. При императрице Елизавете Петровне Михаил Головкин был арестован, признан виновным в измене и приговорён к смерти. Но в последствии императрица заменила смертный приговор вечной ссылкой  в Сибирь, в собачий острог, где через 14 лет Михаил Головкин умер. Детей у Михаила не было. Обширные владения М.Г.Головкина были конфискованы и розданы фаворитам новой государыни. 

СЕЛО СЕНИНО

Сельский Сенинский храм (храм Рождества Христова) в помещичьей усадьбе Загоскина окружало 28 людских дворов, в которых проживало около ста восьмидесяти крепостных крестьян мужского и женского пола. 

О селе Сенино Чеховского района Московской области первые официальные данные относятся к концу XVII — началу XIX века. Упоминаются первые владельцы деревни — представители рода графов Головиных. Последний из владельцев, Алексей Гаврилович Головин продал село представителю другого знатного рода — бояр Васильчиковых — Григорию Николаевичу Васильчикову в 1808 году.

Клировые ведомости за 1851 год сообщали, что Рождественская церковь в селе Сенино была возведена в 1814 году тщанием прихожанина господина Григория Николаевича Васильчикова. Здание представляет собой небольшой кирпичный однопрестольный храм в виде ротонды, построено в традициях классицизма с трапезной и колокольней[1][2].

В описях 1857 года сообщалось, что храм обеспечен утварью, но священнослужители и церковный причт постоянного оклада не имели.

Новый каменный Рождественский храм, сохранившийся до настоящего времени, был построен в усадьбе Васильчиковых почти в километре от обветшавшего старого деревянного храма. В середине XIX века населённым пунктом владел писатель М. Н. Загоскин, действительный статский советник, директор московской Оружейной палаты

  Архангельское, Хлевино тож, ц. Архистратига Михаила Сенино, ц. Рождества Христова (Христорождественская)
1811 год, ревизская сказка

свщ. Тимофей Иванов, уволен с должности за болезнью в 1790 г, ум. в 1809
свщ. Дмитрий Тимофеев, умер в 1811 г
у него дети Иван, умер в 1807
Тимофей 16 и 6 мес - произведен к оной церкви в пономаря в 1811
Иван 10, обучается в МДА
Стефан 7

свщ. Гавриил Петров 28 произведен из Богословии Московской Академии 1811 года мая 11 дня

свщ. Василий Алексеев 62 / - , ум. в 1811 году
на оное место прозиведен Петр Федоров села Архангельского из пономаря в 1796 году, - / 48 лет, у него дети:
Алексей - / 16 (обучается в МДА)
Павел - / 12 (обучается в МДА)
 

дьякон Алексей Федоров 50 / 66
у него дети Василий  9 / -, выбыл в пономаря Подольской округи в село (л)Жохово? в 1801

 

дьячек Петр Дмитриев 24 / - , ум.1798 году, у него дети:
Василий 1 / - , выбыл в 1808 году в село Кузьминское Серпух округи в пономаря
Семен - / 12 лет (вероятно остался жить в Сенино с матерью, а потом стал дьяконом в Хлевино)

на оное место переведен дьячок Никифор Сосипатров из пономаря Мироносицкой ц. города Серпухова - / 33 года
у него сын Николай 1

  дьячок Андрей Алексеев 23 / -  выбыл в Серпух. округи в село Капустино во священника в 1798 г
у него сын Федор 2 / -   выбыл с отцом своим в том же году

пономарь Григорий Иванов 44 / - умер в 1802 году
у него сын Николай 13/ - убыл в 1802 году в светское звание

 

дьячок Матвей Николаев 29 определен в 1797 году из Серпух. округи села Ивановского пономаря Николая Алексеева сын
у него дети
Василий 5
Иван 6 мес

Павел Григорьев оной определен 6 / 22 года
к оной церкви в пономаря в 1802 году, у него дети
Константин 4
Николай 2
Михаил 1
  пономарь Петр Федоров 32 / - выбыл Серпух. округи в село Сенино во священника в 1797 ггоду, у него дети:
Сергей 2 / -
Алексей 1 / -
выбыли вместе с отцом
 
  подписи: свщ. Гавриил Петров, диакон Алексей Федоров, дьячок Матвей Николаев, пономарь Тимофей Дмитрев подписи свщ.Петр Федоров, дьячок Никифор Сосипатров, и вместо пономаря Павла Григорьева тоже руку пиложил (сосипатров)
  https://cgamos.ru/skazki/203-746-544/ лист 904 https://cgamos.ru/skazki/203-746-544/ лист 1003
1829 Исповедные ведомости свщ. Иоанн Павлов 24, жена Елизавета Петрова 24, их дочь Екатерина 1 свщ. Илья Дометьев , жена его Азо.... Никифорова, дети их ??? 6, Василий 5, Александра  3,  Григорий 1
  дьякон Симеон Петров 31, жена Екатерина Сидорова 31, дети их Тимофей 10, Параскева 8, Варвара 4
Мать его вдова умершего Рождественской церкви, что в селе Сенине дьячка Петра Дмитрева Ефимия Степанова 56
дьячок Павел Григорьев 40, жена его Татьяна Петрова 46, дети их Николай 20, Александр 14, Ольга, Николай 9,
  дьячок Иван Иванов 15 пономарь Федор Иванов 19
  пономарь Дмитрий Кузьмин 23, жена Дарья Петрова 26, их дети:
Анна 4 , Евдокия 3, Ольга 2
тесть его оной церкви престарелый пономарь Петр Максимов  64, жена его Евдокия Федорова
 
  https://yandex.ru/archive/catalog/a7d8bba7-2db6-483d-8f6d-f0328ace5ad9/849 https://yandex.ru/archive/catalog/a7d8bba7-2db6-483d-8f6d-f0328ace5ad9/554

 

Выдержки из статьи о книге по ссылке https://vlasov.kostromka.ru/reviews/002.php :

Ирина Тлиф. «Корень рождения моего…» (К истории рода В. В. Розанова: статьи, архивные документы, воспоминания). — Кострома: ДиАр, 2005. — 336 с.: ил. Книга, из которой, благодаря многолетней, кропотливой работе краеведа, научного сотрудника Государственного архива Костромской области Ирины Тлиф, мы получили достаточно полный, прокомментированный свод документов, имеющих отношение к истории рода Розанова. 

Первая глава книги целиком посвящена Елизаровым-Розановым. Из нее читатель узнает немало примечательных фактов и подробностей. Например, как возникла фамилия, которая так порой не нравилась ее знаменитому обладателю. «Среди духовенства было принято, отдавая детей в учебу, менять их фамилию на новую»; фамилии «часто производили от имен храмов, названий селений» и т. д. Не стал исключением из этого правила и Василий Федорович Елизаров: в 1834 году, при поступлении в духовную семинарию, он обрел фамилию, унаследованную его сыном Василием Васильевичем — «Розанов». По предположению И. Тлиф, Федор Никитич выбрал эту фамилию «в память <…> об одном из преподавателей — Василии Федоровиче Розанове (полном тезке его сына), у которого некогда сам постигал премудрости семинарских наук».

Не менее тщательно прослеживается и «шишкинская» линия, которой посвящена вторая глава книги. В статье, предшествующей «поколенной росписи» обедневшего дворянского рода, рассказывается о подпоручике Иване Федоровиче Шишкине, отце Надежды Ивановны Шишкиной, ставшей в 1847 году женой В. Ф. Розанова.

 

Таким образом есть вопросы:

1. откуда взята цитата на мос.ру про розаны и общего прадеда Федора? - воспоминания НЕ философа Розанова, а Василия Сергеевича Розанова - Хлевино.

2. действительно ли Николай Павлович Розанов крестный отец Василия Васильевича Розанова? - нет, к философу Розанову этот архив отношения не имеет. возможно он крестный Василия Сергеевича Розанова. Да, он крестный Василия Сергеевича (1825 г.р.), см ниже.

3. Что за "знаменитый род Розановых" передал в Архив свои документы? говорят, архив столь свеж, что пока и не выдают. Впрочем, в статье упомянут родоначальник этих Розановых - Никанор Сергеевич Розанов (служил на Московском Почтамте (годы жизни 1830 - 1898, мог, кстати, ходить в ц. Флора и Лавра на Мясницкой, где до 1861 служил священником Алексей Хавский или в Гавриила Архангела при Почтамте, где с 1861 служил Павел Иванович Розанов), у него 10 детей: 

Ближайшие родственники:

Сын Сергея Петровича Розанова и (Нет имени)
Муж Анны Матвеевны Розановой
Отец Сергея Никаноровича Розанова; Николая Никаноровича Розанова; Александра Никаноровича Розанова; Матвея Никаноровича Розанова; Алексея Никаноровича Розанова; Василия Никаноровича Розанова; Михаила Никаноровича Розанова; Елены Никаноровны Розановой; Марии Никаноровны Ляховецкой и Ивана Никаноровича Розанова « меньше
Брат Александра Сергеевича Розанова

 

ОТВЕТ ГЛАВАРХИВА

На хранение в ГБУ «ЦГА Москвы» поступил архив семьи Розановых — однофамильцев В.В. Розанова, не связанных с ним родством. Документы философа В.В. Розанова (1856-1919) в архиве не представлены, упоминание и цитирование В.В. Розанова является ошибочным. Все несоответствия в тексте статьи устранены, внесены необходимые корректировки, а именно удалено упоминание В.В. Розанова и добавлено имя автора «Воспоминаний» — В.С. Розанова (1825-1903).

ИЗ ДНЕВНИКА того самого переданного архива: ""Желая помочь сестре своей Татьяне Петровне, бывшей замужем, за дьячком в селе Сенине, воспитать хотя одного из четырёх её сыновей, Сергей Петрович взял на своё попечение старшего Николая, которого записал в Высокопетровское училище под фамилиею "Розанов". Этот племянник жил в его тесной квартире и пользовался столом, одёжею и книгами от Сергея Петровича, который, как видно, понял, что из этого мальчика будет толк, и действительно Николай отлично учился, кончил курс в Семинарии по 1-му разряду, и вышел  в светское звание. Был Секретарём Московской Духовной Консистории и вместе  членом Московского Археологического Общества, умер в 1883 году. 
В 1821 году Сергей  Петрович был рукоположен в иереи Московским митрополитом Филаретом в церкви Владимирской Божьей Матери в селе Дубне. Это село всего  в пяти верстах от села Сенино, родины отца..." (автобиографические воспоминания Василия Сергеевича Розанова)". Николай Павлович стал крёстным автора воспоминаний Василия Сергеевича  Розанова (1825 г.р.).

 

-----

"Марина Уренцева так же рассказала, что в церкви, где крестили Василия Розанова (философа), в одной книге была запись об этом. Но сейчас нахождение этой книги неизвестно. В музее есть экспозиция, посвященная писателю, но собрана она по чужим материалам, добавила М. Уренцева. " 13 августа 2004 года, https://www.vremyan.ru/news/1C047954_5CA9_6182_5EB3_465C63AC8B91?ysclid=luis1on7vy480135799

Доподлинно известно, что двадцать второго апреля 1856г. в Воскресенской церкви г. Ветлуги был крещен Василий Розанов (известный философ, писатель, публицист), о чем была сделана соответствующая запись в метрических книгах церкви. 02 Апрель 2009 https://dmitrystogov.livejournal.com/19020.html А.Н.Щеглова. Ветлуга православная. Часть 2.  

ВВ Розанов родился 20.04.1856 в г.Ветлуге Костромской губернии. НП Розанов в 1856 году был столоначальником в Московской Духовной Консистории в Москве (с 1838 - 1863 годы). Был ли он в Ветлуге 22 апреля 1856, чтобы быть восприемником (то есть крестным отцом ВВ Розанова)?

Из "Русские фамилии: Москва XIV - XX веков" Никонов

Табл. 1. Наиболее частые русские фамилии в Москве по сословиям (по рангу убывания)

дворяне духовенство купечество рабочие
Иванов Смирнов Смирнов Иванов
Соколов Соколов Иванов Петров
Смирнов Лебедев Алексеев Кузнецов
Попов Виноградов Соколов Волков
Васильев Орлов Егоров Егоров
Яковлев Розанов Попов Андреев
Александров Успенский Васильев Николаев
Алексеев Покровский Петров Александров
Федоров Архангельский Михайлов Васильев
Андреев Вознесенский Кузнецов Алексеев


Фамилии духовенства своей заданностью отчетливо отделены от вcex других, складывавшихся стихийно.

 

Василий Розанов о своей фамилии в книге "Уединенное".

 Удивительно противна мне моя фамилия. Всегда с таким чужим чувством подписываю "В. Розанов" под статьями. Хоть бы "Руднев", "Бугаев", что-нибудь. Или обыкновенное русское "Иванов". Иду раз по улице. Поднял голову и прочитал:   "Немецкая булочная Розанова".   Ну, так и есть: все булочники "Розановы", и, следовательно, все Розановы -- булочники. Что таким дуракам (с такой глупой фамилией) и делать. Хуже моей фамилии только "Каблуков": это уже совсем позорно. Или "Стечкин"4 (критик "Русск. Вести.", подписывавшийся "Стародумов"): это уж совсем срам. Но вообще ужасно неприятно носить самому себе неприятную фамилию. Я думаю, "Брюсов" постоянно радуется своей фамилии. Поэтому   СОЧИНЕНИЯ В. РОЗАНОВА   меня не манят. Даже смешно.   СТИХОТВОРЕНИЯ В. РОЗАНОВА   совершенно нельзя вообразить. Кто же будет "читать" такие стихи?   -- Ты что делаешь, Розанов?   -- Я пишу стихи.   -- Дурак. Ты бы лучше пек булки.   Совершенно естественно.      Такая неестественно отвратительная фамилия дана мне в дополнение к мизерабельному виду. Сколько я гимназистом простаивал (когда ученики разойдутся из гимназии) перед большим зеркалом в коридоре, -- и "сколько тайных слез украдкой" пролил. Лицо красное. Кожа какая-то неприятная, лоснящаяся (не сухая). Волосы прямо огненного цвета (у гимназиста) и торчат кверху, но не благородным "ежом" (мужской характер), а какой-то поднимающейся волной, совсем нелепо, и как я не видал ни у кого. Помадил я их, и все -- не лежат. Потом домой приду, и опять зеркало (маленькое, ручное): "Ну кто такого противного полюбит". Просто ужас брал: но меня замечательно любили товарищи, и я всегда был "коноводом" (против начальства, учителей, особенно против директора). В зеркало, ища красоты лица до "выпученных глаз", я, естественно, не видел у себя "взгляда", "улыбки", вообще, жизни лица и думаю, что вот эта сторона у меня -- жила, и пробуждала то, что меня все-таки замечательно и многие любили (как и я всегда, безусловно, ответно любил).   Но в душе я думал:   -- Нет, это кончено. Женщина меня никогда не полюбит, никакая. Что же остается? Уходить в себя, жить с собою, для себя (не эгоистически, а духовно), для будущего. Конечно, побочным образом и как "пустяки", внешняя непривлекательность была причиною самоуглубления.      Теперь же это мне даже нравится, и что "Розанов" так отвратительно; к дополнению: я с детства любил худую, заношенную, проношенную одежду. "Новенькая" меня всегда жала, теснила, даже невыносима была. И, словом, как о вине:   Чем старее, тем лучше   -- так точно я думал о сапогах, шапках и о том, что "вместо сюртука". И теперь стало все это нравиться:   -- Да просто я не имею формы (causa formalis Аристотеля). Какой-то "комок" или "мочалка". Но это оттого, что я весь -- дух, и весь -- субъект: субъективное действительно развито во мне бесконечно, как я не знаю ни у кого, не предполагал ни у кого. "И отлично"... Я "наименее рожденный человек", как бы "еще лежу (комком) в утробе матери" (ее бесконечно люблю, т. е. покойную мамашу) и "слушаю райские напевы" (вечно как бы слышу музыку, -- моя особенность). И "отлично! совсем отлично!" На кой черт мне "интересная физиономия" или еще "новое платье", когда я сам (в себе, "комке") бесконечно интересен, а по душе -- бесконечно стар, опытен, точно мне 1000 лет, и вместе -- юн, как совершенный ребенок... Хорошо! Совсем хорошо...   (за нумизматикой).