В дневниках деда записано, что Сергей Константинович Зарянко (художник) приходился родней Хавским, поскольку был женат на сестре Иоакима Павловича - прапрадеда Льва Розанова (моего деда) - Анне Павловой.
В Петербуржском архиве 19-111-337 410 (https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/19/111/337 лист 410) есть запись о рождении у Сергея Константиновича и Анны Павловой запись о рождении сына, и там она записана как купеческая вдова Разоренова Анна Павлова.
В биографии С.К. Зарянко читаю:
В начале пятидесятых годов XIX века Зарянко наконец устроил будущее младших братьев и сестер и создал собственную семью, взяв в жены купеческую вдову Анну Павловну Разоренову. В браке у художника было трое детей.
Тем не менее, ограниченность в средствах сопровождала Зарянко до самой смерти – после женитьбы ему приходилось заботиться об обедневших родственниках своей супруги.Живописец В.Г. Перов описывал своего коллегу по цеху так: «невысокого роста, рябой, со светлыми, словно совершенно белыми глазами, худой на лицо, худой в теле и чахоточный». Зарянко и в самом деле страдал от чахотки, от которой и умер в 1870 году в возрасте 52 лет.
А благодаря сервису Поиск по Архивам от Яндекса узнаю как минимум то, что да, Зарянко был тесно знаком с Хавскими, ибо дочку свою с Анной Павловой Наталию (знаменитый портрет кисти Зарянко "Девушка в голубом платье") они крестили в ц.Флора и Лавра у Мясницких ворот, где священствовал Алексей Михайлович Хавский https://cgamos.ru/metric-books/203/203-773/203_773_60/ лист 142 МОСКВА. СРЕТЕНСКИЙ СОРОК. ЦЕРКОВЬ ФЛОРО-ЛАВРСКАЯ, У МЯСНИЦКИХ ВОРОТ
Первенец Сергей родился в 1854 году в Санкт Петербурге, https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/19/111/337 лист 410, ц. Успения Пресвятой Богородицы на Сенной,
второй ребенок сын Павел родился уже в Москве, крестили в ц.Флора и Лавра у Алексея Хавского в 1858 году (https://cgamos.ru/metric-books/203/203-745/203_745_550/ лист 1119), прожил он недолго (3 месяца) и смерть зафиксирована также в Метрической книге ц.Флора и Лавра (1859 год 10 января https://cgamos.ru/metric-books/203/203-773/203_773_60/ лист 92). В это время Сергей Константинович - Инспектор Московского училища живописи и ваяния Императорской Академии Художеств, профессор, надворный советник.
В Москве Зарянко писал много портретов московского духовенства. Дед пишет, что у Розановых и Хавских были портреты, сделанные Зарянко.
Из официальной биографии Сергея Константиновича Зарянко
6 октября (24 сентября по старому стилю) - день рождения Сергея Константиновича Зарянко (1818-1871), русского портретиста, академика и профессора Императорской Академии художеств
Сергей Константинович Зарянко родился в семье крепостного, принадлежащего князю Любомирскому. Родная деревня будущего художника находилась в Могилевской губернии (на территории современной Витебской области) и дала Сергею, как считается, первые навыки рисования.
В середине двадцатых годов отец получил вольную и вместе со всей семьей отправился в Петербург, где поступил на службу к князю Голицыну. Зарянко-младшего определили в недавно открывшуюся Третью гимназию, в которой учились дети разных сословий. Но в 1833 году мать Сергея скончалась, а отец уехал из столицы с новой женой. На попечении 15-летнего мальчика оказались братья и сестры, которых оставил отец. Гимназию пришлось бросить – Сергею приходилось искать способы содержать семью.
Однако о живописи он не забывал – вовремя замеченный художником А.Г.Венециановым, которого всю жизнь потом боготворил, он устроился по его протекции вольноприходящим («посторонним») студентом Императорской Академии художеств. Отучившись, Зарянко получил звание «неклассного» художника, что приравнивалось к 14 классу Табели о рангах. Первые годы творчества Сергея Зарянко посвящены «перспективному искусству» - изображению интерьеров и пейзажей. Учителем его был знаменитый пейзажист М.Н.Воробьев, обучавший помимо прочих И.И.Шишкина.
Свою большую серебряную медаль Академии Зарянко получил за выполнение картины «Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников». Современники отмечали блестящее «владение перспективой», уверенную передачу освещения, безошибочное изображение деталей.
Тем не менее, материальное положение художника продолжало оставаться плачевным, и в первую очередь по этой причине он начал давать уроки живописи, а также принимал заказы на создание икон и роспись храмов. В попытках справиться с нуждами семьи и расплатиться с отцовскими должниками он испрашивал у Академии разрешение получить в собственность одну из заказанных ему картин, но получил отказ, правда, в связи с денежными затруднениями Зарянко было назначено небольшое пособие. По свидетельству брата художника Николая, именно работа с интерьерами привела к тому, что Зарянко ослеп и в течение долгого времени восстанавливал зрение. Однако до конца жизни он отчетливо видел лишь одним глазом.
После выставки 1846 года, устроенной Академией, Зарянко обрел славу непревзойденного портретиста. Его изображения певца Петрова и генерала Ломновского поразили публику – настолько живыми казались лица на картинах. С этих пор Зарянко пишет на заказ картины для тех, кто в состоянии их оплачивать – постоянными его клиентами стали члены императорской семьи, в частности, он неоднократно получал заказы на изображение любимого всеми великого князя Николая Александровича.
Над портретами Сергей Зарянко работал с особой тщательностью – бывало, в течение целого года. Критики отмечали его «верность натуре» - сходство изображения с живым человеком поражало воображение. Тем не менее, по свидетельствам семьи художника, оплачивалась такая работа всегда недостаточно. Зарянко продолжал преподавание, которое выстраивал в соответствии с требованиями реализма. За свою жизнь Сергей Зарянко получил множество почетных званий – академика, профессора живописи, старшего профессора Московского училища живописи и ваяния.
В 1856 году он поступает на службу в Московское Училище живописи и ваяния одновременно на должность инспектора и преподавателя. И если инспектором он пробыл всего 4 года, то вот педагогическое поприще помогло раскрыть разные грани его таланта. Существовало даже такое понятие как «школа Зарянко», отличающаяся особой методикой преподавания. Среди учеников мэтра были В.Г. Перов и И.М. Прянишников, братья В.Е. и К.Е. Маковские, В.В. Пукирев и Л.И. Соломаткин и многие другие. Помимо прочего, Сергей Константинович был незаурядным теоретиком искусства, его методологические труды полны глубоких рассуждений о профессиональных и нравственных основах художественного мастерства. Целью всех высших искусств (поэзии, живописи, музыки) он считал «служение нравственной стороне человека», чему беспримерно следовал и в собственном творчестве.
Однако столь щепетильное отношение С.К. Зарянко к вопросам нравственного содержания искусства, иногда приводило к забавным прецедентам. Об одном из таких свидетельствует В.Г. Перов, вспоминая о работе учителя над одной картиной: «Когда мальчик был тоже готов, как и девица, т.е. выписан до невозможного, то Сергей Константинович нашел, что быть в лесу мальчику и девочке без старших – неприлично, предосудительно, а потому посоветовал ученику С. С одной стороны картины приписать грот, а в этот грот посадить вяжущую чулок почтенную старушку <…> Но чтобы мальчика также не сочли за бродягу, тем более за негодяя, шатающегося по лесу, то Сергей Константинович посоветовал с другой стороны картины на пеньке посадить старичка с палкой, в круглой шляпе, пальто и опорках, что и было исполнено. Этот состоящий из одних морщин старичок изображал пестуна или провожатого мальчика и имел не только жалкий, но и несчастный вид. Оградив таким образом детей от какого-либо дурного предположения со стороны зрителя, Сергей Константиновичи ученик, г. С., остались очень довольны как тем, что было изображено на картине, так и тем, что нравственный принцип скромности вполне соблюден и огражден от всяких дурных предположений» (Перов В.Г. Наши учителя. С.К. Зарянко // Федоров-Давыдов А.А. В.Г. Перов. М., 1934. С. 205)
(по материалам кандидата искусствоведения Натальи Дмитриевны Кориной).