Район Лапшиха города Нижний Новгород образовался на месте поселения, созданного силами жителей д.Лапшиха, покинувших ее и назвавших свое новое место жительства прежним именем. Сама деревня находится в 50км от города.

вопрос - кто уехал из той деревни и основал поселение под стенами города на южный выпасных землях?

место из повести Горького "В людях", где описывается этот ландшафт:

"я с бабушкой вышел за ворота, в поле; маленькая, в два окна, хибарка, в которой жил дед, стояла на окраине города, «на задах» Канатной улицы, где когда-то у деда был свой дом. Перед нами раскинулось версты на три скудное дерновое поле, изрезанное оврагами, ограниченное гребнем леса, линией берез Казанского тракта. Из оврагов высунулись розгами ветки кустарника, лучи холодного заката окрасили их кровью. Тихий вечерний ветер качал серые былинки; за ближним оврагом, — тоже как былинки, — маячили темные фигуры мещанских девиц и парней. Вдали, направо, стояла красная стена старообрядческого кладбища, его звали «Бугровский скит», налево, над оврагом, поднималась с поля темная группа деревьев, там — еврейское кладбище. Всё вокруг было бедно, всё безмолвно прижималось к израненной земле; маленькие домики окраины города робко смотрели окнами на пыльную дорогу, по дороге бродят мелкие, плохо кормленные куры. У Девичьего монастыря идет стадо, — мычат коровы, из лагеря доносится военная музыка, — ревут и ухают медные трубы.".

За время, что прошло после событий, описанных в повести Горького, здесь многое изменилось: появился при слиянии Кадочки и Старки поселок Лапшиха, образованный переселенцами из деревни Лапшихи Дальнеконстантиновского района (они и принесли с собой второе название речки - Мокша) http://www.nn.ru/community/gorod/novichkam/?do=read&thread=2486936&topic_id=56444357

Максим Горький Родился 28 марта 1868 г., Нижний Новгород, Российская империя Повесть "В людях" - автобиографична, о его дестве, значит 1870е годы.

Бугровский скит http://cheger.livejournal.com/502958.html и старообрядцы

О деревне Лапшиха

Столицей терюханской мордвы село это действительно было. Оно находилось в центре расселения терюханской мордвы, которая проживала на территории нынешнего Д.Константиновского района и окраинах Богородского, Большемурашкинского и Кстовского. В источниках XVIII века село упоминается в связи с терюшевским восстанием, когда нижегородский епископ, грубо надругавшись над языческими святилищами, стал причиной возмущения местных жителей. Сражение с правительственными войсками произошло у деревни Лапшиха. В документах 1859 года село упоминается как владельческое, а ранее, как дворцовое, т.е. выполнявшее государственную повинность. Местные жители должны были поставлять вино ко двору Романовых. О значительности это населённого пункта говорит и тот факт, что уже к середине XIX века здесь существовало 2 училища и 3 завода. И первая духовная школа тоже была открыта здесь в 1737 году. В 1859 году в Б. Терюшеве насчитывалось 202 двора, в которых проживало 525 мужчин и 622 женщин, т.е. самое крупное село во всей округе. Много исторических загадок хранят эти места. Например, рядом с селом есть холм с необычным названием «Корабль». По преданиям, это место святилища терюханской мордвы. Он расположен на пологом склоне за порядком (улицей) Завраг. Порядки Село, Курмыш, Бутырки расположились на гребнях холмов, в центре села – церковь Вознесения, построенная в 1819 году как свидетельство полного обращения мордвы от язычества к православию. О восстановлении церкви начали хлопотать ещё в 1993 году. Да только дело с мёртвой точки так и не сдвинулось. Красивейший храм сильно запущен и требует на рестоврацию астрономических затрат. Да и восстанавливать его по большому счёту не для кого: 52 местных жителя – все люди очень немолодые. Село без будущего, но с огромным прошлым. С уроженцем этих мест В.С.Феклиным взялись было подсчитывать имена прославивших этот населённый пункт людей. Одних только генералов насчитали не менее пяти человек и сбили со счёта. А есть ещё лётчики, известные учёные, незаурядные инженеры и врачи, учителя, герои великих сражений… Элитное семя (а в столицах всегда наблюдалось его средоточение) давало неординарное племя.http://kladoiscatel.ru/forum/2-113-1

Здесь, на территории бывшей Терюшевской волости Нижегородского уезда, в верховьях реки Сережи, на речке Озерке и ее притоках уже 400 лет в окружении русского населения живут терюхане. Это группа обрусевшей, но сохранившей особенности своей духовной культуры мордвы. Самое раннее упоминание о совместном проживании русских и мордвы на этой территории относится к 16-му веку. Более ранних письменных известий нет, поэтому о времени прихода первых русских поселенцев, о взаимовлиянии культур и формировании новой группы мордвы - терюхан - можно узнать только с помощью археологии. Замечу, что такая сложившаяся зона межэтнических контактов, которая сохраняется несколько сот лет, явление очень редкое и малоизученное.

Единственным исследованием на эту тему, которое проводилось в Дальнеконстантиновском районе, было исследование Московской этнографической экспедиции 20-го годов прошлого столетия. Тогда этнографы установили, что быт у местного населения русский, язык - русский, а духовная культура - песни, обряды, верования - во многом сохраняют черты мордовского язычества.

В то же время население отличается не только от русских, но и от других групп мордвы, среди которых наиболее известны эрзя и мокша.

Археологически Дальнеконстантиновский район обследовался в 1988 году. Кроме этого, с 20-х годов 20 века известен частично раскопанный археологами Сарлейский мордовский могильник 12 - 17 веков.

О том, что терюхане издавна жили в окружении русских, говорит удивительный факт: в их среде зафиксированы старинные былины и исторические песни, имеющие древнерусские корни, но забытые великорусским населением. У терюхан записан цикл северных великорусских былин о сестре разбойников, о князе Михаиле, о Дунае, которые не всегда встречались даже в фольклоре русских сел. В терюханских деревнях до начала 20-го века бытовали великорусские аграрные обряды, такие как обряд Семека или Зеленая Троица, Васильев вечер, Сжигание масленицы. Сохранялось также большое количество хороводных песен.

Несмотря на влияние русских соседей, мордва-терюхане были тверды в своих языческих верованиях вплоть до 19-го века. Это даже стало причиной двух восстаний - в 18-м веке и начале 19-го века.

Российское самодержавие стремилось обратить все население империи в православных христиан и постоянно занималось миссионерской деятельностью. На деле часто христианизация превращалась в массовое ограбление язычников. Терюшевской мордве приходилось выкупать право следовать религии предков, выплачивая ежегодно управляющим волостью до 600 рублей. Этот факт вскрылся в результате расследования, проведенного во время первого восстания терюхан 1743 - 1745 годов. Началось оно с того, что епископ Дмитрий Сеченов разъезжал по мордовским селам и силой принуждал креститься. В селе Сарлей он увидел близ церкви мордовское кладбище с деревянными намогильными срубами и приказал его сжечь. Увидев горящее кладбище, мордовские крестьяне напали на обидчиков. Епискому пришлось спасаться бегством и удалось скрыться у местного священника в погребе. Документ того времени рассказывает, что когда одна из правительственных воинских команд вступила в деревню Лапшиха, то на нее "напала мордва с оружием и визгом, наподобие татар, и вступила в бой".

Официальное крещение мордвы завершилось в середине 18-го века. Ясно, что оно было формальным. Обиды и разорения помнились долго, и, как отмечают исследователи, "когда явился Пугачев, новокрещеные инородцы, пристав к нему, первым долгом отомстили духовенству". Почти во всех инородческих селениях духовенство было унижено или уничтожено.

Спустя не более полувека, в начале 19-го столетия. мордовские крестьян Терюшевской волости подняли новое восстание. На этот раз недовольство крепостническим режимом проявилось в виде религиозного движения за возврат к старой мордовской вере.

В среду мордвы в 19-м веке проникло и сектантство, бывшее также формой протеста. В наши дни лютеране проводят свои богослужения на родном языке эрзи и мокши, используя богатый народный фольклор. Остается надеяться на мудрость современных представителей мордовского народа, которые сумеют сохранить неповторимость своей культуры.

Однако вернемся к археологии, которая рассказывает о дописьменном периоде истории интересующей нас Терюшевской волости.

За последние годы открыт целый комплекс средневековых археологических памятников (так археологи называют древние поселения, захоронения, дороги и т.п.), которые относятся ко второй половине 1-го тысячелетия - первой половине 2-го тысячелетия н.э. Даже небольшая речка Пукстерь приютила два древних селища, а вокруг деревни Городище компактно располагаются несколько поселений. Само название деревни, известной по письменным источникам с 16-го века, позволяет предположить, что здесь было укрепленное огороженное поселение. Установлено, что в Городище жили русские.

На всех обнаруженных археологами селищах найдены остатки древнемордовской материальной культуры - это фрагменты лепных глиняных горшков, глиняные пряслица для веретена, железные ножи. Примечательно то, что на четырех поселениях в 13 - 14 веках вместе с мордвой жили русские. Об этом свидетельствует керамика - основной показатель принадлежности той или иной культуре.

Сероглиняная грубая посуда могла быть сделана на гончарном круге только русским мастером. В то же время лепные мордовские сосуды изготовлены с учетом новых технологий и традиций, принесенных русскими. В переплетении русских и мордовских приемов при изготовлении глиняной посуды тоже проявляется слияние культур и появление мордвы-терюхан. Вероятно, это происходило не позднее 14-го века, когда Великий князь Нижегородский Константин Васильевич велел русским людям селиться и по Оке, и по Волге, и по Кудьме и "кто где по похочет".

Группа открытых нами поселений того времени могла быть единым селом, то есть феодальным владением на пограничье, в среде иноплеменного населения.

По данным археологических разведок в Богородском, Кстовском, Дальнеконстантиновском районах Нижегородской области, русские в 13 - 14 веках плотно заселяли лишь правобережье рек Оки и Волги, узкую полосу, ограниченную с юга рекой Кудьмой. Но граница Нижегородского княжества проходила значительно южнее. Здесь в 13 - 14 веках русские поселения, вероятно, возникали островками, среди мордовского. Многие тайны нижегородских поселений еще ждут своего часа.

Помощь археологам в их изысканияхх оказывают краеведы, такие как Николай Федорович Грязнов - директор краеведческого музея поселка Дальнее Константиново. Благодаря ему рассказы местных жителей доходят до исследователей, а найденные на полях и в огородах древние вещи становятся экспонатами музея. Сегодня в Д.-Константинове дружно, в соседях живут русские, татары, мордва. В декабре они отметили 650-летие своего края.

Самобытные национальные традиции не только не мешают, но и помогают людям жить, работать и праздновать. Дружно и весело.

Нататья ИВАНОВА.

ЭРЗЯ

Эрзянь нилькс: Терюшевское восстание эрзян 1743-1745 годов. Краткая история. Посвящается русско-мордовской "теории" "1000-летия" и "450-летия" "добровольного вхождения" Эрзя народа в Россию. Причины восстания. Жестокая колонизация. Экономическая, административная, религиозная. Последней каплей, положившей конец вековому терпению эрзянского народа, стало распоряжение Нижегородского и Алатырского епископа русской православной церкви Дмитрия Сеченова от 18 мая 1743 года о разрушении и сожжении эрзянских многовековых священных рощ и национальных эрзянских кладбищ. (История Мордовской АССР. В 2-х т. Т.1. Саранск, 1979, с.96. История СССР. В 12-ти т. Т.3. М., 1967, с. 285.) “Из Указа Синода в Нижегородскую губернскую канцелярию от 7 июля 1743 года: “Июня 28-го дня сего года (через 753 года после “крещения Руси”) святейшему правительствующему Синоду преосвященный Дмитрий, епископ нижегородский доношением представил: по должности-де пастырской отъезжал его преосвященство из Нижняго посетить епархию свою (с небольшими дому своего служителями) майя от 16-го дня сего года и, бывши в монастыре Оранском, путешествовал в Зеленогорской монастырь надлежащим трактом через волость Терюшевскую, в которой обретается болшая половина руских старых некрещеных народов (которые, укрывая свое древнее идолопоклонство и волшебство и нехотя прийтить ко свету евангелской проповеди, называются мордвою ложно, понеже они мордвою никогда не бывали и мордовского языка не знали и не знают, а говорят так, как суздалския и ярославския мужики), и проехал мимо трех деревень того же мая 18-го дня, в которых деревнях принимали ево честно и давали проводников до руского села Сарлей, в котором остановился и для ставленников хотел совершить божественную службу и, усмотря близ святаго олтаря кладбище оных некрещеных, акы на поругание святыя церкви в христианском селе в близости церкви поставленное, на котором кладутся их, некрещеных идолаторов, мертвые тела, и приезжая из всех ближних и далных мест, таковые некрещены приносят скверные жертвы кличем и плясками, что весьма богопротивно и как правилами святых отец, так и указами запрещено, которое кладбище давно бы надлежало перенесть в их некрещеные жилища, токмо за нерадением неученых христиан (которыя вкупе со оными некрещеными людми при таковых бесовских игралищах приходя обществуют и скверным их жертвам приобщаются, пьют и ядят с ними заодно), а паче за крайнее послабление оного села Тергошева управителей грузинцов, которые ради скверного своего прибытка в той мерзости им позволяют знатно, не зная или не разсуждая разности между христианами и идолаторами. И когда его преосвященство, пришед в церковь, приказал у оного кладбища сварить пищу, а дрова насварение брать с того кладбища поставленные на могилах кольи, с которых и созжено десятка с три, а осталные на тех же могилах кольи и струбы для истребления таковых богопротивных и душевредных суевериев велел было зжечь, ибо не точию таковыя, близ святых церквей учиненыя некрещеных кладбища, но и настоящия мечети и капища по указом повсюду разломать поведено. И по выходе его преосвященства из церкви объявили ему тамошние церковники: опасно-де вашему преосвященству здесь стоять, понеже-де мордва советуют вам учинить зло, что услышав, того же часа послал в село Терюшево к управителю оных вотчин грузинцу князь Мелхиседеку Баратаеву с требованием, чтоб таковых злодеев до намерения их не допустить и в том бы охранил. И как его преосвященство отправился из того села, проехал с служителями токмо с полверсты, то из некрещеной деревни Сескина во множественном собрании некрещеных идолаторов со оружием и з дубьем, закричав своими воровскими ясаками, учинили на обоз его преосвященства разбойничье нападение, что увидевши, служители со успехом оборотя от них, едва во оное ж село Сарлей убежать могли, где в овраге коляски переломали и людей многих повредили. Ис котораго обозу, отхватя оныя воры одного церковника, сарлейского дьячка Петра Борисова, били смертными побои, которой и остался у них замертво. А потом оныя же злодеи, прибегши в село Сарлей до врага, штурмовали их через три часа с немалым умножением с той воровской стороны народа, которых было с пять сот человек мужеск полу с ружьи и с рогатины и с стрелами и з дубьем, а женск пол и дети их — все с палочьем, между которыми злодеи многие такие наглецы были, что, скинув платье донага, отважились (на штурм), имея в руках болшия остроконечныя ножи и рогатины и протчия оружии. И, хотя оные служители и того села жители от них, злодеев, сколко можно и оборонялись, но, видя такое их многолюдственное собрание и варварское нападение, его преосвященство схоронился было в церкве, но услышав от них злое намерение, что кричат и хвалятся тое церковь зажечь, а его преосвященство и служителей всех побить до смерти, убоявся, ушел из той церкви тайно в дом священнический и, сидя в погребе, готовился к нечаянной смерти… А когда оные некрещеные прослышали приезд его преосвященства (хотя подлинно и не к ним ехал и о жилищах их, что они на тракте обретаются, не знал), то оные некрещеных волшебники, которые у них, некрещенов, за попов почитаются, собравши со всех деревень на кладбища, возмутили, что архиерей-де едет крестить насильно с солдаты и, ежели-де подлинно с солдаты, то-де сами сожжемся на овинах, а ежели без салдат — то убьем его досмерти. Того ради в первых деревнях пропущали его честно, дожидались высматривая, чтоб внутрь жилищ их въехал, и когда усмотрели, что салдат при его преосвященстве нет, таковое воровское нападение для убивства учинили… Того ради просил его преосвященство: дабы указом Ея Императорскаго величества поведено было оной Терюшевской волости некрещенов за нанесенную ему обиду и за намерение их ко учинению впредь злодейств всех, кои похотят от злобы и упрямства своего добровольно крестятся, а не похотят — таковых вневолю крестить… богомерзкия же их идолопоклоннические в том селе Сарлей и где инде при церквах святых кладбища есть, по силе правительствующаго Сената определения, святейшему Синоду ноября 30-го дня прошлого 1742-го года объявленного… разорить и з землею сравнять и имеющияся на тех кладбищах колья и струбы и протчее, собрав, зжечь, дабы никакова знака кто где зарыт не осталось…” Это трагическое восстание, по своему масштабу, числу сражавшихся и территории является настоящей освободительной войной Эрзя народа за свою свободу и независимость. "Ненависть к православному духовенству была столь велика, - говорится в "Истории СССР", что во время... войны восставшие расправлялись с священниками так же, как и с помещиками". Силы эрзянского восстания. Основной движущей силой Терюшевского восстания являлось эрзянское население этой и соседних волостей. Возглавил восставший народ Несмеян Васильев, эрзянин села Покш Сеськевеле (Большое Сескино). Его ближайшими помощниками были эрзяне Пумраз Семенов, Шатрес Плакидин, Котрян Андрюшин, Дружина Цянаев. Действия русских войск. Учитывая широкий размах восстания, нижегородский губернатор Друцкой направил на его подавление несколько военных отрядов. Этих сил оказалось недостаточно, восстание охватывало всё новые иновые сёла. Губернские военные отряды были усилены посланными им на подкрепление регулярными правительственными войсками. Войскам удалось добитья аобеды на повстанцами только после боя у деревни Лапшиха 26 ноября 1743 года. Руководители восстания были пленены. Среди взятых в плен были Несмеян Васильев, Пумрас Семенов, Шатрес Плакидин. Чтобы запугать эрзянский народ, власти устроили публичное сожжение организатора и руководителя Терюшевского восстания Несмеяна Васильева в эрзянском селе Сарлей. Последовавшие репрессии, сожжение многих эрзянских сёл, многочисленные расстрелы и публичные казни участников восстания приостановили на некоторое время действия повстанцев. Но жестокий гнет вызвал взрыв новых повстанческих действий эрзян в 1745 году. Карательными действиями русских войск руководили: Царица – Елизавета Петровна. Её придворные – А.Г.Разумовский, А.И. Шувалов Губернатор Нижнего Новгорода – Друцкой Епископ русской православной церкви Д. Сеченов Командир правительственных войск – премьер-майор Юнгер Земли терюшевских эрзян царица подарила царевичу Бакару Грузинскому Продолжение следует. Эрзянь раськень ютазьпингень содыдей.

Памятник Истории деревня Лапшиха