Из воспоминаний моего деда Льва Сергеевича Розанова о его матери и ее предках.

Родители моей матери, до замужества Гуляевой Марии Ивановны, происходили из крестьян Калужской губернии.

(судя по МК Иван Трофимович Гуляев - мещанин из Сергиева Посада, московский цеховой сапожного цеха, проживал и умер в Хамовниках, отпевали в церкви Николая в Хамовниках. Ирина Петровна Юматова - сестра московского цехового поварского цеха и московского купца Михаила Петровича Юматова).

Отец ее, Гуляев Иван Трофимович Тимофеевич, был внуком сельского бурмистра Никифорова Трофима Тимофея, за свою разгульную жизнь получившего новую фамилию Гуляев.

Никифоровы были староверами, фанатично преданными своей секте и только один Тимофей выбивался из раскольничьей среды и даже женился на цыганке. Впрочем так говорит предание, а так как в крестьянских семьях оно передается устно, то может быть цыганкой прабабушку прозвали за ее любовь ходить по богомольям. Она и умерла где-то в неизвестной стороне, уйдя в очередное путешествие к святым местам.

Тетки моего деда, сестры Тимофея Никифорова, были фанатично верующими раскольницами. Впоследствии они держали в Медыни молельню и своего родственника сына отступника Тимофея Гуляева не очень-то жаловали и не принимали у себя.

Один из Никифоровых дядей деда будучи с барином за границей сбежал от него и поселился где-то в Америке. Возможно и по сейчас живут там его потомки, если только он не погиб в чужой среде без знания языка и обычаев страны.

Освобождение крестьян из крепостной зависимости (1861г) застало деда молодым парнем. Он переселился в Москву и пошел по ремесленной части пройдя путь от ученика сапожника до кустаря сапожника, имевшего небольшую мастерскую. Возможно освобождение крестьян застало его уже в сапожном ученичестве. Во всяком случае с крестьянством он крепко порвал, перейдя в мещанское сословие по сапожному цеху.

Женился он на бабушке Ирине в те времена, когда держал мастерскую в Хамовниках. Женат на ней был вторым браком. Первая его жена погибла в молодом возрасте от чахотки не оставив деду детей.

Бабушка Ирина Петровна Юматова ко времени освобождения крестьян было 11 лет (значит родилась в 1850г). Она была дочерью барского повара, происходящего от вывезенного барином из Крыма татарина. Поэтому и фамилия ее была татарского происхождения - Юматова. После освобождения крестьян семья Юматовых переселилась в Москву (а может быть и освобождение их застало в Москве, т.к. прадед быд дворовым крепостным поваром). Во всяком случае один из братьев бабушки Юматов Михаил, тоже по профессии повар, выбился в люди и держал гостиницу вблизи Каланчевской площадли в Москве. В воспоминаниях матери он сохранился как страстный лошадник, любивший лошадей и погибший от лошади, выбросившей старика из дрожек. После смерти деда Михаил Юматов был опекуном его детей, назначенным мещанской управой.

Характер у дедушки Ивана был открытый, прямой и добрый. Никогда никому находящемуся в беде не мог он отказать. Постоянно возился с какими-то опускающимися людьми. И многие из них, пройдя через его мастерскую поднимались на ноги и выходили в люди. Впоследствие все эти воспитанники деда навещали вдову, помогая кто чем может. Да и при жизни деда весь опустившийся люд Пресни и Хамовников, когда он попадал в беду, приходил ему на помощь. Бывало когда в первые годы брака дед напьется мертвецки пьяным, а это с ним часто случалось, глядишь волочет его домой или везет на извозчике какой-либо приятель - галах или оборванец. И обычно в таких случаях ничего из вещей деда не пропадает. Впоследствие когда у деда увелиилась семья - пить он перестал, но деньги взаймы раздавал направо и налево. Любил он также по вечерам собрав мастеровых в кружок читать им газеты или интересные книги. И детям своим он стремился дать образование.

Старшую свою дочь(Анну) он отдал учиться в учительскую семинарию, что находилась в Зубове и выкраивал из своего бюджета и на плату за учение за нее и на учебники и тетради. К тому времени семья стада жить еще беднее, хотя дед и совсем бросил пить. Своих многочисленных родственников, среди которых были и богатые люди, он не очень долюбливал, но принимал у себя и бывал у них. Много детей старше Анюты умерло в младенчестве - все это показывает насколько благополучна была жизнь семьи.

Умер дед Иван внезапно, оставив вдову почти совсем без средств с трех дочерей Анюту - 14 лет, Марию - 4 лет и Валю - 2 лет. На похоронах участвовало много друзей деда и бедняков района.

Вдова бабушка Ирина после его смерти поступила на фабрику обвязывать кружева и поселилась с младшими дочерьми во вдовьем мещанском доме. Анюту оставили учиться в семинарии на казенный счет, т.к. училась она успешно и усидчиво. Кончила она семинарию с отличием и была назначена учительницей в деревню Можайского уезда. Вместе с ней в деревню уехала вся семья. Жили они там лишь на жалование Анюты и очень бедствовали, но сельчане видя тяжелое положение своей учительницы чем могли помогали ей, чем оставили на всю жизнь у нее хорошую память о себе.

Когда Мария (моя мать) подросла ее также отдали на казенный счет учиться в ту же учительскую семинарию, что окончила и Анюта. Училась она также успешно. По праздникам ходила она в семью Юматова, Михаила бывшего опекуном сирот. Здесь ее ждали сласти и внимание. К праздникам и на рождение и именины всегда дарили подарки. Даже уже когда Мария была учительницей Юматов продолжал оказывать своей подопечной племяннице материальную поддержку.

Окончив учительскую семинарию Мария также пошла учительницей в Можайский уезд. Во время учения она вращалась в кружках радикальной учащейся молодежи и первые шаги ее учительства показали всю наготу деревенской жизни с зависимостью учителей и от попа и от урядника. Попробовала она не ходить в церковь, не только что водить туда своих учеников - появился донос инспектору от попа. Донимал своими придирками и доносами и урядник. Так что когда она вырвалась из деревни и перешла учительницей народной школы в Москве на Краснопрудной, то вздохнула полной грудью и окунулась в кипучую жизнь города того времени.

Она принимала деятельное участие в работе учительского союза, где были собраны все оттенки революционных течений и партий и в то же время мечтая поступить в университет готовилась к экзаменам на аттестат зрелости. Экзамен этот она держала при Усачевско-Чернявской гимназии и успешно его выдержала, но поступать на медфак как это ей хотелось не удалось.

В дни

 

Гуляевы в адресном справочнике Москвы за 1850г http://dlib.rsl.ru/viewer/01005423512#?page=125

Юмашевы есть - http://dlib.rsl.ru/viewer/01004461264#?page=217

Запись о рождении 13 декабря 1869 года дочери Анны у мѣщанинъ Иванъ Трофимовъ Дуляевъ и законная жена его Ирина Петрова оба православнаго вѣроисповѣданія. Въ домѣ Г. Поновой. Сергіевскаго посада. Восприемник временно 2-й гильдии московский купец Михаил Петров Юматов и мещанская девица Параскева Тимофеева Гуляева. Приходскій Священникъ Ѳеодоръ Іоанновъ Румянцевъ съ причтомъ.
МЕТРИЧЕСКАЯ КНИГА ЦЕРКВИ ВВЕДЕНСКОЙ В БЫВШЕМ НОВИНСКОМ МОНАСТЫРЕ  — ЦГА Москвы, фонд №2125, опись №1, дело №1838, стр. 33 https://cgamos.ru/metric-books/2125/2125-1/2125_1_1838/

 

Запись о рождении 14 марта 1872 года сына Алексея у мещанина Ивана Трофимова Гуляева и законной жены его Ирины Петровой, оба православные, Въ домѣ Г. Вешнякова. Московской Губерніи, Сергіевскаго посада. Восприемник Московский купец Михаил Петров Юматов и жена Гамбургского гражданина Мария Иванова Гофман. Приходскій Семенъ Іоаннъ Румянцевъ съ причтомъ.
 — ЦГА Москвы, фонд №203, опись №764, дело №84, стр. 444  Пречистенский сорок (там много церквей, надо зайти в ЦГА на эту страницу, выяснить что за церковь - ц. Введенская в бывшем Новинском монастыре)

Запись о смерти Ивана Михйлова Юматова (из дома Прокофьева) в 33 года - московский поварской цех - в Метрические книги Москва Сретенский сорок Церковь Знаменская в Переяславской слободе (ч. I-III)  — ЦГА Москвы, фонд №203, опись №776, дело №442, стр. 210
похоронен на Ваганьковском кладбище Св. №33157.

ДЕЛО О РАЗРЕШЕНИИ МОСКОВСКОМУ КУПЦУ ЮМАТОВУ М.П. ОТКРЫТЬ БЛИЗ ЧАСОВНИ КОЛОМЕНСКОГО СТАРО-ГОЛУТВИНСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ В ПОСТРОЕННОМ ИМ У КРЕСТОВСКОЙ ЗАСТАВЫ КАМЕННОМ ДОМЕ ТРАКТИРНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ.  —

ЦГА МосквыФонд №203Опись №663Дело №152